А. Каминский
Для того, чтобы узнать, на правильном ли мы пути, нет ли у нас «обольщения» героем, материалом, собственным гениальным замыслом, существуют способы проверки:
СПОСОБ ПРОВЕРКИ |
Прокрутить уже известную
вам ситуацию или сценарий с конца, как будто смотрите фильм, но пленку
пустили в обратную сторону - таким способом проверяется логика всех линий. |
Исключить по
очереди одного за другим персонажей и просмотреть эпизоды - что меняется? Так
проверяется необходимость, место и роль каждого из персонажей. |
Исключить по
очереди одно за другим события сюжета и просмотреть - что меняется?
Проверяется необходимость и цена каждого события. |
Поменять события и эпизоды
местами. Если это возможно, значит либо они не точно простроены, либо одно из
них лишнее. В точно простроенной вещи, без ухудшения, как минимум, общего
ощущения, ничего поменять местами нельзя. |
Поменять местами
персонажей. Если принципиально ничего для сюжета не меняется, значит не точно
найдены, или не определены главные для сюжета свойства (доминанты)
характеров. |
Поменять (ускорить
- замедлить) темпо-ритм всей вещи и каждого события. |
Рассказать
кому-нибудь начало истории и характеры главных героев (без отношения,
максимально объективно) и попросить его придумать продолжение этой ситуации –
если то, что вам расскажут, будет близко к тому, с что Вы взяли в материал,
значит доминанты характеров и причины события найдены верно. |
Показать черновой
монтаж работы непредвзятым зрителям и попросить их рассказать, что они думают о персонажах и ситуации, и почему
(оценки “нравится - не нравится” в расчет не принимаются). Проверьте,
устраивает ли Вас такой диапазон восприятия или его нужно сузить, уточнить
более четкими и внятными монтажными ходами, звуком и т.д. |
После чернового
монтажа, если это возможно, дать материалу “отлежаться” 1-2 недели и затем
просмотреть все заново – так ли воспринимается материал по ощущению, как
хотелось? То же хорошо делать и с исходным материалом перед монтажом. |
Опасности, подстерегающие автора при работе над
материалом:
1. 1. “Первый слой” - никогда не пользоваться 1-й и 2-й пришедшей в голову идеей, какой бы гениальной
она не казалась. Эта 1-я идея обычно лежит в области штампа, а 2-я - обратного
штампа. Решение всегда где-то посредине или в стороне. Поэтому самой точной
оказывается обычно 3…15-я идея.
2. 2. “Потеря ощущения” - обязательно фиксируйте возникшее и
пойманное точное чувственное ощущение вещи и ее элементов (жанра, атмосферы,
зерна, характеров и т.д.) на каком-нибудь внешнем ассоциативном «носителе»,
находя соответствующие им по ощущению и эмоциональному воздействию на Вас
музыку, стихотворение, фразу, предмет и т.п. И обязательно записывать - как это
найденное ощущение, так и то, в чем оно зафиксировано. Эта фиксация -
практически единственный способ вернуться к тем же чувственным ощущениям и
эмоции, которые побудили Вас к работе, через достаточно большие промежутки
времени между его возникновением и съемкой, монтажом.
3. 3. “Перегорание” - раскручивая материал до мельчайших деталей, стараться не включать свои
чувства и эмоции, они слишком быстро иссякают и материал становится
неинтересен. Чувства “выпускаются” порционно, 3 раза: на этапе нахождения
материала (здесь необходима увлеченность самим материалом, изначальной идеей),
на съемочной площадке (увлеченность героями, ситуацией) и в процессе монтажа
(увлеченность замыслом и отснятым материалом). Но каждый раз градус эмоции
нужно жестко контролировать, “тормозя” себя до точки максимальной увлеченности
- “обольщения”.
4. 4. “Обольщение” - не разрешать себе через чур эмоционально увлекаться героями, событиями
и собственным замыслом – в этом случае теряется возможность объективной оценки
того, что происходит на съемке и в монтаже. И на героя или материал
навешиваются не присущие ему в действительности качества и смыслы, которые
никто кроме самого автора потом никогда не увидит. За максимальным градусом обольщения
неизбежно следует перегорание и равнодушие к материалу, героям и замыслу.
Известный кинорежиссер П. С. Коган говорил по этому поводу, что «режиссеры
делятся на рассказывающих и делающих фильмы».
5. 5. “Прагматизм” - отношение к героям не как к живым людям, но как к съемочному материалу.
Это чревато нарушением съемочной этики и, как результат, потеря контакта, а то
и конфликт с героями. Кроме того, при таком подходе теряется ощущение ситуации
и характеров. А работа превращается в холодное наблюдение режиссера -
“лягушки”, которое обязательно передастся и зрителю.
И последнее. Кто-то из
великих однажды сказал, что если из замысла в готовой работе реализовалось хотя
бы 20% - это уже успех. Да, с одной стороны в этой фразе – безнадежность
попытки полной реализации. Но с другой –
рекомендация, КАКОГО уровня должен быть замысел, чтобы всего 20% его
заставили зрителя сопереживать нашим героям! Таким образом, высота
установленной самому себе «планки» впрямую влияет на результат.
Буйной Вам фантазии, великих замыслов и максимально возможной их реализации!
P.S.: Если
у Вас есть свои способы «раскачки» фантазии и проверки или, прочитав эти
статьи, Вам пришли в голову оригинальные варианты – поделитесь! Ваши приемы
(конечно, с указанием авторства) я выложу на этом сайте, который, таким
образом, станет тем, ради чего и задуман – копилкой профессионального опыта
современного ТВ.