А.
Каминский ФАНТАЗИЯ:
СПОСОБЫ ПРОБУЖДЕНИЯ Значение
фантазии для создания любого произведения, в том числе и экранного,
доказывать нет смысла, как любую очевидность. И нужна она не только игровикам,
но и документалистам, информационщикам, публицистам… Без нее не создать ни
оригинального замысла, ни интересной формы, а значит и зрителю нечего будет
смотреть, ничего его не привлечет в экранном зрелище. Фантазия, т.е.
способность находить нетривиальные решения стандартным задачам, которые в
основном и приходится решать на ТВ – тот хлеб, за который, как говориться,
нам деньги платят. Ведь даже в информации автор, умеющий найти нестандартное,
интересное решение, имеет на порядок больше шансов быть замеченным и
зрителями, и руководством студии – со всеми вытекающими последствиями. Уйму
задач приходится нам решать при работе над каждой программой или сюжетом. Это
проблемы, сюжетного хода, выбора персонажей-участников и мест съемки, жанра,
первого и последнего кадра… Перечислить все – листа не хватит! Как найти свое
решение? Помочь нам может только наша собственная фантазия. Но
психология давно знает, что человеческая фантазия – это не придумывание новых
форм и идей, ведь ни одного нового элемента мы сами выдумать не в состоянии,
а оригинальное сочетание уже известных элементов и наполнение их новым
содержанием (поворот идеи). Это и есть путь создания новых образов. Так же общеизвестно, что строить образ желательно на архетипичной символике, он должен быть общезначимым и в то же время нести на себе отпечаток личности автора. Но! Как при этом избежать банальности, неизбывно подстерегающей нас
при поиске общезначимого образа, тем более основанного на общеизвестной
символике и создать действительно свой оригинальный авторский образ? Это
задача - вечное мучение для любого человека, профессионально связанного с
творчеством, особенно если речь идет не о «халтуре» или проходной информации,
но о вещи, в которую он вознамерился вложить свою, такую больную для него
сегодня, сейчас тему, драгоценную, выношенную им, как родное дитя, идею, свое
единственное и неповторимое ощущение или открытую только им сторону
человеческой природы. Ведь материнский инстинкт у творца, даже мужского пола, по отношению к собственному выношенному замыслу и рождающемуся из него произведению – отнюдь не пустые красивые слова. Тот, в ком есть хоть капля таланта, рано или поздно, это ощущает на собственном опыте. Вот и ищем, что дать «в приданное» своему дитяти – чтоб и поняли его, и приняли, и восхищались им, и чтобы радость он и нам, и другим принес. Ведь Вам же не все равно, как отнесется зритель к созданному вами зрелищу? Как же мы можем придумать, вернее найти путь создания образа? Рецептов здесь, естественно, нет. И слава Богу. Иначе все бы, как компьютеры, выполняли одну и ту же программу и результаты – плюс-минус «две трамвайные остановки» – практически не отличались. Каждый находит свой, одному ему ведомый и подвластный, только одному ему пригодный путь. Один, как А. А. Тарковский, просматривает перед съемками массу фильмов любимых режиссеров, другой идет в концертный зал и неделю подряд слушает Баха, третий перечитывает Булгакова, четвертый – книги по психоанализу, а пятый, задрав ноги, три дня плюет в потолок с дивана, потом портит кучу бумаги, все выбрасывает и снова лезет на диван... и т.д. и т.п. Как Вы будете это делать – дело ваше. Какие-то рецепты можно найти в популярных книжках по психологии: например, как раскачать интуицию, накапливать материал, который и будет служить элементами для нахождения новых ассоциативных связей и т.п. Известны художественные приемы, помогающие строить образ – тропы. Никуда не деться от К. С. Станиславского, дающего систему: как разобраться, разложить по полочкам логики основные элементы замысла – для этого служат идейно-тематический, архитектоники, событийный и режиссерский анализы – азбука любой творческой работы. Сейчас я не буду говорить об интуиции, инсайте (озарении), идейно-тематическом, событийном и режиссерском анализах – без них в профессии сделать всерьез вообще ничего невозможно. Поговорим о фантазии. Фантазия – свойство весьма капризное. Она может подвести в ответственный момент, а потом, через неделю после эфира, выдать такое решение, что остается только посыпать голову пеплом – где ж оно раньше-то было! Чтобы как-то подчинить собственную способность, заставить ее выдавать решение тогда, когда это нужно нам, фантазию можно (и нужно) «раскачивать». Тем более, что она вполне поддается тренировке. Мы остановимся на некоторых приемах «раскачки» фантазии, основанных на тропах – художественных приемах, известных еще древним грекам. Все они однозначно работают при сочинении и художественных работ, и документальных во всех жанрах: от информации, до фильма высокого полета. Не обязательно использовать их все. Каждый отбирает те, что ему милей, интересней, а главное – лучше помогает преодолеть недостатки собственной психики. Человек не универсальный автомат, что-то каждый из нас умеет лучше, что-то хуже, а что-то вообще не требует затрат и получается как бы само собой. Кто-то может придумать и свой способ раскачки фантазии на материал, но знать уже существующие все же стоит – авось, когда-то и пригодятся. Итак, вы садитесь в удобное кресло или ложитесь на диван, закрываете глаза и начинаете фантазировать, используя один (по началу их все же лучше не смешивать) из приемов. Вот они:
Для того, чтобы применить большинство из этих приемов, нужно, конечно же, хорошо узнать и героя, и его ситуацию, окружение, обстановку, образ мыслей и т.д. А как вообще без этого можно приступить к работе? Это будет уже не съемка, а афера. А для того, чтобы узнать, на правильном ли мы
пути, нет ли у нас «обольщения» героем, материалом, собственным гениальным
замыслом, существуют способы его проверки. |