А. Каминский
СЪЕМКА: СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ
ТЕЛЕВИЗИОНЩИКАМ [2]
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СЪЕМКИ:
Несинхронная съемка, т.е. обычная съемка без звука. Главный совет здесь:
никогда не пытайтесь использовать случайно записанный камерной “пушкой” звук
в качестве синхрона. Этот микрофон предназначен ТОЛЬКО для записи интер-шума
и только для него этот звук и годится. Остальное – уже операторское
мастерство.
Синхронная съемка: сразу, до съемки решайте, как вы будете его
снимать. В общем виде все синхроны делятся на официальные выступления и
интервью, открытые и скрытые.
1. Официальное выступление: здесь все должно быть подчиненно задаче
акцентирования внимания на выступающем. Т.е. никаких лишних деталей, тем
более личного характера. Основные планы - средний и американский средний.
Ракурс обычно берется фронтальный «от пупа». Общий план достаточно дать 2 - 4
раза, чтобы зритель сориентировался в пространстве, напр. в начале и в конце,
под титры (можно использовать также в качестве перебивки, только снимать
тогда нужно так, чтобы не было видно губ говорящего). Т.е. здесь требуется
предельная строгость и даже аскетизм кадра. Микрофон должен быть или скрыт,
или стоять на столе, прикрытый чем-нибудь (напр. настольным календарем и
т.п.), но не в коем случае не в руках у выступающего.
2. Официальное интервью напоминает выступление, но предполагает
большую открытость (не в коем случае не акцентированную) ситуации съемки,
присутствие в кадре журналиста, который однако в этом случае так же не может
быть персоной, а выступает как «представитель зрительской аудитории». Прямое
обращение к зрителям здесь возможно только в начале и в конце интервью.
Никаких перебиваний и, тем более, спора с выступающим быть не может: вопрос,
ответ с четкой точкой в конце, следующий вопрос. Микрофон может быть в руках
у журналиста, но лучше его поставить на стол. Акцент здесь, как и в случае
официального выступления, делается именно на интервьюируемом.
3. Открытый синхрон, как интервью, так и монолог, уже дают гораздо
больше свободы. Это и возможность присутствия в кадре журналиста, и его
открытая работа на камеру (вплоть до регулярного прямого обращения к
зрителям), попадания в кадр съемочной и другой аппаратуры. Здесь вы можете
творить все, что угодно: от официоза, до полного абсурда – в зависимости ит
выбраной Вами стилистики и жанра.
4. Скрытый синхрон, так же не важно, в монологе или диалоге,
подразумевает создания у зрителя ощущение подсмотренности, непреднамеренности
ситуации. Все, что как то касается технической стороны и самой ситуации
съемки должно быть предельно скрыто. Никаких микрофонов, фонарей, проводов,
вопросов из-за камеры и т.п. в кадре быть не может. Даже взгляд героев в
камеру может быть только случайным. Т.е. у зрителя должно создаться ощущение
скрытой камеры. Прятать же микрофон можно где угодно: начиная от скрытой по
лацканом пиджака петлички, до записи с микрофонной “пушки”. Если нет ни того,
ни другого, соорудите муляж книги (коробку формата большой книги с наклеенной
обложкой), положите ее корешком к камере и спрячьте туда микрофон (в торцах
делаются мелкие дырки, а остальное пространство внутри обклеивается
поролоном). И таких муляжей можно придумать сколько угодно.
Съемка движущихся объектов. Не забывайте, что и видеокамера имеет
выдержку - скорость срабатывания электронного затвора. Чем выше скорость
объекта, тем выше должна быть скорость затвора. Хотя если очень нужно
подчеркнуть динамику движения, можно наоборот поставить минимальную скорость
и таким образом получить смазку объекта, как бы шлейф за ним. И еще: чем
крупнее снят объект, чем длиннофокусней оптика, тем больше ощущение динамики
движения (вспомните столбы рядом с окном поезда и в отдалении). Только
опять-таки не переборщите. Это же относится и к съемке с движения.
Съемка с движения: главное - убрать или хотя бы минимизировать тряску.
Такие кадры приходится снимать в основном с рук - если у вас нет
спецоборудования, компенсатором служит сам оператор. Правило 1-е - минимизировать
площадь контакта, чем меньше опор, тем лучше. Прежде чем нажать кнопку,
постарайтесь подстроиться к ритму движения и качке. Если она ритмизирована,
как в поезде, это не сложно. Но в машине рытвины и ухабы не предсказуемы.
Поэтому, глядя в видоискатель, попытайтесь почувствовать, настроиться на
ощущения тела. При определенной тренировке вы начнете чувствовать начало
толчка и большинство из них сможете компенсировать.
Скрытая камера: понятно, что в этом случае не должно быть видно ни
камеры, ни оператора, ни микрофона, ни проводов, ни света. В профессиональной
съемке для этого используются прозрачные только в одну сторону зеркала или
такие же затемненные стекла. Достать их сложно, поэтому можно поступать
проще: кусок бархата или черной ткани натянутой на раму или выполненный по
драпировку. Место это должно быть затемнено и защищено от прямого света,
чтобы не было блика от объектива. В ткани прорезается дырка точно под
объектив. Края могут быть прикрыты мебелью и т.п. Хорошо еще перед этой ширмой
поставить какую-нибудь тумбочку и вазу с цветами или еще что-то,
соответствующее интерьеру. В крайнем случае можно наложить кучу чемоданов,
кинуть на них ту же тряпку и извиниться перед героем за беспорядок или
спрятать оператора под задрапированным столом. Свет ставится так, чтобы герой
был освещен либо естественным, либо отраженным светом и только, естественно,
бытовых светильников. Микрофон прячется на столе, провода под ковры, дорожки
и т.п. (опять же не рассчитывайте на камерную “пушку”).
И еще вариант: иногда нет нужды даже прятать камеру, достаточно ее направить
в другую сторону и разыграть там какой-то диалог. И использовать зеркало
(лучше 2 - 3). Тогда даже свет, поставленный якобы на другую площадку, можно
зеркалами направить туда, куда нужно. Если вы будете достаточно точны и
элегантны и сами не продадите себя взглядами на оператора, то скроете камеру
лучше, чем даже пряча ее. Только не забывайте об этике: сразу после монтажа,
когда еще есть время что-то изменить, обязательно покажите этот эпизод герою
и получите его согласие на показ. В сомнительных случаях (если не уверены в
порядочности человека) - письменное. Может помочь избавиться от судебного
разбирательства.
Двойная экспозиция: этот метод относится уже к комбинированным
съемкам. Допустим (не обязательно в сказке), вам нужно показать двух героев -
великана и лилипута, в одном кадре. Делается это так: один из героев
снимается в нужном пространстве с нужной крупностью и запасом места для
расположения второго персонажа. Второй снимается либо на синем фоне и
заводится в кадр по маске (рир-проекция), либо на очень черном фоне (бархат
или черный провал, например ночью на улице), высвеченный очень сильным
точечным светом, и заводится в кадр на микшере. Оба способы имеют свои
недостатки. Рир-проекция (хромокей) дает ощущение аппликативности, во втором
есть опасность, что детали фона будут просвечивать через персонажа. И в любом
случае вам будет необходим монитор, на котором будет видна готовая картинка -
без него точно скорректировать движение и положение второго персонажа
практически нереально.
Проще такие вещи делать на компьютере: некоторые монтажные программы имеют
функцию отслеживаемой маски. Здесь вы отмечаете контуры снятого объекта и
электронная маска отслеживает его перемещения. Хотя и здесь все не так
просто, это практически ручная работа.
Домакетка и дорисовка декораций: если у вас нет возможности поехать в
Индию или построить в центре Канска дворец индийского раджи, а снять
персонажа на его фоне зачем-то очень нужно, то достаточно найти картинку
этого дворца или, лучше, местного умельца, который сделает вам этот дворец из
картона или фанеры в масштабе 1 : 100 (конечно, чем больше, тем лучше).
Дальше - та же рир-проекция. А чтобы скрыть аппликативность и дать героям
возможность как-то взаимодействовать с пространством, элементы 1-го и 2-го
плана выполняются в натуральную величину и устанавливаются в павильоне.
Иногда достаточно пары напольных ваз с цветами или каких-нибудь картонных
колонн, которые при проходах будут перекрывать героя. Технологию виртуальной
студии здесь рассматривать нет смысла: люди, имеющие технику такого уровня
обычно на обучение персонала тоже не очень скупятся.
Съемка под фонограмму: понятно, что сначала нужно иметь саму
фонограмму. Сейчас большинство исполнителей имеют возможность изготовить их
самостоятельно и более-менее приличного качества. А вот дальше уже ваша
работа.
Основная проблема съемки под фонограмму - это обеспечение точной
синхронности. Если вы намереваетесь снять песню одним куском и потом врезать
в нее планы города или любые другие несинхронные - проблемы нет. Берите
“минусовку”, через звуковой микшер, который может раздобыть и сам
исполнитель, выстраивайте баланс между вокалом и аккомпанементом, заводите
звук с пульта и картинку с камеры на видеомагнитофон - и пишите столько
дублей, сколько хочется.
Но если у вас есть подозрение, что дубли придется монтировать или захочется
перейти склейкой со среднего плана на крупный - ситуация меняется
принципиально. И при малейшей ошибке головная боль на монтаже от отчаянных
попыток попасть в синхрон вам обеспечена.
Во-первых, в этом случае пользуйтесь только “плюсовкой”. Ни один даже самый
крутой профессионал идеально, до 1/25 доли секунды, в фонограмму никогда не
попадет.
Во-вторых, не используйте для воспроизведения фонограммы никакими, даже
самыми идеальными аудиомагнитофонами - у них слишком нестабильна скорость
воспроизведения. Эта девиация скорости не воспринимается на слух, но для
серьезной рассинхронизации ее вполне достаточно.
Абсолютно точно выдержать скорость воспроизведения может только магнитофон с
кварцевой стабилизацией скорости ведущего вала. Такая стабилизация используется
в аудиомагнитофонах “Nagra”, “Ритм-репортерах”, некоторых моделях “Ритмов” и
т.п. профессиональной теле-, кинотехнике. И абсолютно во всех, даже бытовых,
видеомагнитофонах. Поэтому первое, что нужно сделать при подготовке к съемке
под фонограмму, это переписать “плюсовку” на видеомагнитофон. Причем
переписать только 1 раз. Если вы захотите упростить себе жизнь и переписать
ее, чтобы не отматываться при дублях, несколько раз с обычного кассетника, то
получите то же расхождение синхрона из-за нестабильности скорости. Вот с
видеомагнитофона можете переписывать уже сколько угодно. За 1-2 секунды до
фонограммы желательно записать короткий звуковой сигнал – «пик». Он поможет
потом подогнать синхрон.
Более того именно с этой кассеты (она и будет теперь у вас мастер-фонограммой),
нужно сделать копию на другую видеокассету, с которой вы будете
воспроизводить фонограмму на съемке. Мастер-кассета, как более высокого
качества, должна использоваться только на монтаже.
Далее возможны две технологии съемки:
1-я - если на месте съемки у вас есть нормальная розетка 220 в., вы
воспроизводите фонограмму с любого видеомагнитофона на усилитель и снимаете
столько дублей, сколько требуется.
2-я - если вам приходится снимать в открытом поле или на городской улице, где
негде установить и подключить видеомагнитофон (аккумуляторные В/М есть не на
всех студиях), вы переписываете фонограмму на видеокассету столько раз,
сколько дублей нужно будет снять, вставляете эту кассету ее в камеру, аудио
выход камеры подключаете к любому усилителю с портативным питанием, и
снимаете дубли в режиме “вставки по видео” (“Insert”).
Качество воспроизведения фонограммы на съемке значения не имеет - этот звук
вы будете использовать только для ориентировки на монтаже. Важно только
обеспечить разборчивость и внятность звука для исполнителей, чтобы они сами
могли попасть в свою фонограмму.
На монтаже вы берете мастер кассету и входя в СНХ с фонограммой (лучше всего
это делать по акцентам и сильным долям, например ударника) накладываете
картинку, так же в режиме “вставки по видео” на фонограмму. Если не ошиблись
в технологии подготовки, попали точно в такт и исполнитель вам не открыл рот
поперек своей же фонограммы - синхронность вам обеспечена.
Лучше всего монтировать в такой последовательности (не обязательно, но
удобней): синхронизируется и накладывается на фонограмму крупный план
вокалиста. Потом в него, в соответствии с монтажным планом делаются врезки
средних и общих планов, а затем делаются врезки инструменталистов.
Причем с последними можно
использовать т.н. “ложный синхрон”, т.е. кадры которые не точно соответствуют
исполняемому месту, но похожи на него по общему абрису движения и попадают в
ритм.
Этот прием особенно
выручает, когда нет возможности снять музыкальный номер под фонограмму. Тогда
вы снимаете на самой песне только вокалиста, а инструменталистов доснимаете
на других номерах. И подкладываете в ложном СНХ.
Если даже в ложном СНХ трудно попасть в ритм (особенно часто это случается с
барабанами), здесь может спасти ситуацию стробирование кадров и различные
размывки, засветки и т.п. приемы, смазывающие точное восприятие синхрона
(только не используйте их на вокалисте).
Вот основные проблемы, с
которыми сталкиваются на съемке начинающие, и способы их решения,. Возможно я
что-то упустил как несущественное или понятное default – пишите, постараюсь
ответить.
А если Вы профессионал и у Вас есть что добавить к этому краткому пособию для
начинающих, буду рад возможности расширить этот раздел и Вашими советами.
Успешной работы, коллеги!
|