А. Каминский МОНТАЖНЫЙ ПРИНЦИП Все перечисленные приемы
сами по себе – лишь инструменты, помогающие в достижении результата, но
ничего не гарантирующие. Ведь и рубанок не гарантирует чистоту выструганной
доски. Все экранные приемы
должны быть подчинены задаче создания образной структуры, путь к которой
лежит через ассоциацию, но уже не как монтажный прием, а как принцип
авторского мышления. Плюс – художественное чутье и вкус. Поэтому еще в 20-х
годах кинематографисты стали говорить не только о монтажных приемах, но и о
монтажном принципе, как главном методе построения экранного произведения,
часто объявляя его и единственно возможным. Почему? Причина проста. Монтажный принцип – метод
организации материала, служащий для построения ассоциативных связей в
сознании (смысловой) и подсознании (эмоционально-чувственный ряд) зрителя.
Все входящие в монтаж элементы в восприятии зрителя существуют, вне
зависимости от воли автора, только в жесткой ассоциативной взаимосвязи: или
соотносясь, или сталкиваясь, или отождествляясь. Ассоциативность как
принцип построения включает не только полное эмоционально-смысловое
«звучание» кадра, но и его чувственный аспект, т.е. личностную оценку
зрителем значимости происходящего, подразумевающей и единый общечеловеческий
ценностный ряд. Экранное искусство, как и
любое иное, обладает возможностью передавать образную информацию напрямую,
минуя интеллект зрителя. Через образную структуру автор общается со зрителем
уже на уровне интуиции, т.е. не поэлементного (доминантного) или
интеллектуального, а целостного восприятия, самого древнего, первичного для
человека. Интуитивное восприятие
отличается от логического, прежде всего, тем, что чувство, смысл и форма
слиты в нем в неразрывное целое и существуют вне времени и реального
пространства, т.е., по словам К. Г. Юнга, «действительная реальность
принимается во внимание лишь в той степени, в какой она выглядит
предоставляющей приют возможностям, становящимся главной движущей силой, вне
зависимости от того способа, которым реальные вещи представлены в
происходящем». Для практики это важно
потому, что создать на экране образ, воспринимаемый зрителем как целостность,
чувственно-смысловая данность, возможно только воспроизводя процесс, обратный
его интуитивному осознанию в реальности, т.е. через накопление значимых
деталей и ассоциативное объединение различных качеств, объектов и ситуаций в
единое целостное представление – образ. Для создания экранного
образа нам приходится снова разлагать целостное на части, вычленяя из них
существенно значимые и выстраивая процесс их появления и развития во времени.
Этот процесс может воспроизводить реальный, пройденный уже самим автором
(т.е. содержать те элементы в той последовательности, которые привели к
возникновению ассоциации у самого автора), а может быть полностью выдуманным.
Важно одно: выстроить на экране путь, приводящий к возникновению у зрителя
какой-то конкретной образной ассоциации, как истинной, т.е. единственно
возможной данности.
Или представьте
каких-нибудь херувимов по углам – вместо простой и внятной точности возникает
некая расплывчатость, икона «вообще». Вместо безусловности единения и
доброты, вместо ощущения защищенности ими и покоя самого зрителя, мы увидели
бы только иллюстрацию к понятию триединства. Такое же разрушение произойдет и
при попытке поменять какие-то элементы местами или сдвинуть со своих мест. Но такая критичность к
изменениям, как ни странно, придает образу не хрупкость или неустойчивость а то
самое ощущение его безусловности и истинности, которая отличает его от
тесанных топором «образов вождя». Более того, содержание
этого образа настолько глубоко, и затрагивает такие глубинные слои психики,
что полностью описать его – задача в принципе неразрешимая. Причем как бы мы
не относились при этом к религиозным идеям, на восприятие самой иконы это
никак не влияет: ее собственное образное содержание остается для каждого
такой же данностью и истиной, даже при полном отрицании всяческой эзотерики. |