![]() |
ИМЕНА | ![]() |
Тем удивительнее — Маргарита Пилихина, Марина Голдовская… И мой сегодняшний «предмет» — Ирина Уральская с ее постоянной готовностью шагнуть в новую, неизведанную тему. Уральская с отличием закончила операторский факультет ВГИКа в 1987 году. Прошло пятнадцать лет. Это как раз тот самый период, когда наше кино было вовсе не на подъеме. Прославленная ЦСДФ угасла, «Центрнаучфильм» захирел, и на «Мосфильме» павильоны опустели, и на Киностудии Горького… Молодым выпускникам ВГИКа было нелегко начинать. Но Ирина Уральская сумела войти в профессию, и сегодня она из тех, кто определяет лицо современной документалистики. Она работала на разных студиях, с разными режиссерами, в кино и на телевидении. В ее творческой карточке около сорока фильмов, семь из которых — призеры фестивалей. И это не всеядность, а творческий диапазон. Такой человек может взяться за любое дело и выполнить его на высоком уровне. Уральская — мастер.
У искусствоведов есть странный термин — «операторский почерк». Странный, потому что почерк у человека не меняется. И чернилами, и карандашом, и фломастером он одинаково напишет и деловую бумагу, и любовную записочку. А раз так, то для оператора слова «узнать по почерку» — очень плохая характеристика! Нет, «почерк» у оператора Уральской всегда новый — всегда такой, какой необходим данному фильму. Во ВГИКе Ира Уральская закончила игровую операторскую мастерскую,
но снимает преимущественно документальное кино. В этом
ее сила. Ее документ — это художественное высказывание.
Вспомним Эдуарда Тиссэ.
…Песок. Мелкая, перетертая ветрами песчаная пыль, которая струится с верхушек песчаных волн. Тишина. Вечность. И люди, которые живут в этой суровой и равнодушной среде, сопротивляются нашествию неизбежности, терпят и надеются. Неторопливые рассуждения о роли человека на земле, о его взаимоотношениях с окружающим миром, с другими людьми, с самим собой… Все обретает глубину не только от того, где и что снято. В этой картине, как и в других работах Уральской, чрезвычайно важно — если это вообще не решающий фактор! — как снято. Иной видеоряд — и фильм мог бы и не состояться. Да, здесь самоигральная, выразительная натура. Но у оператора Уральской выразительны и интерьеры, и даже отдельные предметы. …Бескрайняя ширь прибрежных просторов в «Занесенных ветром»
и замкнутое пространство операционной в видеофильме «Под
наркозом» (режиссер И. Колисниченко). Философские размышления героев
в первом случае и всего лишь У Уральской такие кадры есть. На экране рассказ
о загубленной человеческой жизни. Аборт. Но все снято
не беспощадно впрямую, в кадре не показ хирургического
процесса, а лаконичные, поразительной смысловой емкости детали,
выразительные цветовые характеристики, сопоставления… Тягучая ритмика
операторских приемов, неожиданные перепады композиций, недосказанность
действия… Расчет на эмоциональное восприятие каждого кадра
и их монтажных сочетаний. Крупный план: ноги — женщина
буднично и вместе с тем обреченно идет к креслу. Безвольно
свисающая кисть руки. Страдальчески сжатые красивые губы. Хирургические
инструменты, ставшие сейчас орудиями убийства. Холодная
Люди «высокой» профессии. Военные летчики. Часть своей жизни они
проводят в небе. Контраст ситуаций обыгран изобразительно. Темная, почти мистическая тональность воздушного пространства, в котором несутся грозные боевые машины, — камера Уральской отлично передает таинство и волшебство полета. И тем острее воспринимаются подробности «земной» жизни летчиков. Политические неурядицы, бытовая неустроенность, безнадежность, невеселые мысли — здесь, на земле, асы бессильны.
Но пока режиссер с оператором будут обсуждать ситуацию,
В картине «Форсаж» свой особый визуальный сюжет, который не оттеняет глубокие и сложные психологические коллизии, но впрямую связан с ними. В «Голосах» А. Осипова по сценарию О. Агишева — еще один образ реальности, созданный Уральской. Героев нет. Они давно ушли из жизни. Но нужно, чтобы зритель узнал о них как о живых. Это фильм о выдающемся русском поэте Максимилиане Волошине и близких ему людях. Легко показать пространство, где они жили и действовали. Это те ландшафты, которые их окружали, те интерьеры, в которых запечатлелись их шаги.
В «Голосах» найдено решение, и картина
На экране титр: «Коктебель. Май 1919 года». Легко снять
на
И зритель словно слышит, как задает вопросы революционный матрос и как настороженно отвечает ему Волошин. И хотя «отвечает» волошинская фотография, но зрительный ряд выстроен так, что происходит маленькое чудо — отвечает именно Волошин, а не мертвый фотоотпечаток, снятый кинокамерой!
Есть у Уральской самое главное, что делает оператора
художником, — чувство стиля! В «Голосах» нужно было «поселить»
героев — и самого Максимилиана Волошина, и его
друзей — в тот Петербург, который еще не стал Ленинградом.
Уральская снимает северную столицу так, что иной раз задаешься вопросом:
когда это снято — сегодня или много десятилетий назад? Причем эффект
достигается не механически — при помощи примитивной тряски кадра
или царапанием негатива, как это нередко бывает в документальном
кино, — а стилистически. Тут и безошибочный выбор объекта,
и нужная светотональная гамма, и тот темпоритм, который помогает
снятому сегодня кадру стать органичной частью монтажной фразы наряду
с архивным, Вовсе не принижая мастерство режиссера и сценариста,
В фильме Т. Божич и Ф. Мюллера «Провинциалки»
снимались Раушан, Даша, Марьяна, Аня — так указано в титрах.
У современной молодежи свой взгляд на мир. Все, что происходит
с героинями, и все, о чем они говорят, — это
и есть жизнь. Сегодняшняя жизнь и ее сегодняшние,
а в сущности, вечные проблемы. Чего хотят добиться эти девушки?
Да того же самого, к чему стремится каждый, кто начинает
жить самостоятельной жизнью, — успеха, благополучия, любви. Фильм
не дает рецептов, что делать и как действовать. Такие рецепты
охотно давало старое документальное кино, кадры из которого щедро
представлены в «Провинциалках». Это сопоставление прошлого
и сегодняшнего властно заставляет вспомнить спокойную и мудрую
фразу древних: «Времена меняются, и мы меняемся вместе
с ними». И в «Провинциалках», и особенно в фильме «Место»
(режиссер А. Коган) многое снято вовсе не так, как Уральскую
учили во ВГИКе. Есть и провалы в тенях, есть и фигуры
людей, разбеленные «паразитным» светом, падающим словно случайно
в объектив камеры. Есть интерьеры, в которых будто бы
и не работала бригада осветителей. Есть портреты, где
у героев не блестят глаза и темные фигуры не отделены
потоком контрового света от темного фона. И подчас
не считает Уральская обязательным помещать основное действие
в Новаторство, поиск всегда вызывают подозрение. И, конечно, такие
операторские решения Уральской могут быть подвергнуты критике.
Но ведь в жизни мы не оцениваем увиденное с точки
зрения контролера ОТК, который ставит оценку в протоколе: вот здесь
«неуд», а вот тут «удовлетворительно», «Провинциалки» и «Место» — не те документальные фильмы, которые рассказывают зрителю о конкретных ситуациях и о людях, в них участвующих, интересуясь только развитием действия и его результатом. Своеобразие обеих работ в том, что они составлены из такого калейдоскопа кадров, который предлагает зрителю самому задуматься о жизни и о своем месте в таинственном движении фактов. Авторы не навязывают толкования, они выбирают отдельные фазы из хаоса явлений, рассчитывая, что аудитория сама поразмышляет об их сущности. Отсюда и расчет на эмоциональное восприятие материала. Отсюда и манера операторской фиксации жизненного потока. Недосказанность и даже хаотичность изобразительного ряда — это свидетельство доверия авторов к зрителю. Зрителю предлагают самостоятельно подумать, что скрывается за изображенными в кадре событиями. Недосказанность и вместе с тем обобщенность — знак современной изобразительной пластики. Уральская — находка для режиссеров, она не только видит своих героев, она «видит», как они мыслят и чувствуют, и умеет выразить это в изображении! Она, может быть, самое заметное лицо сегодняшней художественной документалистики. Она научилась снимать не просто репортаж, а психологию, душу документа. |
Предыдущие 5 материалов:
Век невинности остался
в прошлом |
Следующие 5 материалов:
«Виртуальное
киноведение» Геннадия Масловского Нина Цыркун |
Оглавление номера | Главная страница |
Copyright © 1999—2002
Искусство Кино E-mail: kino@kinoart.ru ![]() |