Задний план — это много больше,
чем "что-либо случайно появляющееся позади предмета". Он прямо влияет
на успех вашей демонстрации, и поэтому его следует выбирать и управлять им с
особой осторожностью.
Видеопрограммы
снимаются в самых разнообразных местах: в домах людей, офисах, производственных
помещениях, учебных заведениях, залах, общественных зданиях, студенческих
кампусах, на улицах и на широком открытом пространстве. Где снимается
программа, может быть жизненно важно для того, что мы хотим рассказать нашим
зрителям, или, наоборот, может быть совершенно несущественно.
В некоторой степени, значение заднего плана зависит от вас
самих: каким образом вы обращаетесь с объектом съемки, какой стиль и форму
выбираете. Драматическая игра может успешно исполняться на фоне черной
драпировки, и снимая один и тот же эпизод как на натуре, так и в помещении,
немного можно добавить для его эмоциональной привлекательности.
Пьесы Шекспира первоначально исполнялись на открытой сцене
без декораций. Все было в воображении зрителей. Сегодня в документальных
телевизионных программах, рассказывающих о событиях в мире, быстро мелькают
сюжеты, один экзотический задний план стремительно следует за другим. Более
того, этот калейдоскоп картинок ничем не способствует нашему пониманию
предмета. В этом случаем мы воспринимаем только текст. Точно выбранный задний
план имеет большее значение для правильного восприятия информации, чем
дорогостоящие съемки.
Большинство программ, посвященных людях,
рассказывает о том, что они говорят и что они делают. Но задний план для
действия может играть существенную роль в привлекательности программы.
Окружение имеет значительное влияние на то, как мы
воспринимаем увиденное и услышанное. Это не только имеет значение для выбора
заднего плана, который выглядит подходящим или привлекательным, но и
определяет, будет ли воздействие на зрителя правильным в кульминационных точках
вашей программы.
Мы часто не недооцениваем значительного влияния
окружения на наше восприятие того, что мы видим и слышим. Мы выбираем задний
план для своего действия, и наш способ его съемки может влиять на то, насколько
убедительно передается наша точка зрения зрителю. Одно дело, когда мы видим
человека в уличном магазинчике, предлагающим какое-то лекарство, и совсем
другое дело, когда мы видим его в белом халате в лаборатории. Окружение имеет
влияние на нашу реакцию, тем не менее, оно ничего не может сделать с истинным
качеством изделия.
Расположившись в любом изолированном месте, камера
не может избежать избирательности. Вы можете, например, взять ее на удаленную
от берега нефтяную буровую вышку, но в зависимости от того, какую часть
конструкции вы снимете, о жизни там можно передать совершенно различное
впечатление. Конечный акцент может быть на ее гигантской геометрической
конструкции; изоляции группы рабочих в ненадежных морях; это может появиться
как сцена бесконечною шума и напряженной работы. В конце концов, в результате
отбора и монтажа кадров вы сформируете общее представление о предмете во
взглядах ваших зрителей. Результатом может быть либо совершенно беспристрастный
взгляд со стороны на здешнюю жизнь, либо наоборот. Многое зависит от выбранной
вами точки зрения.
Рисунок 6.1 Полукруглый задник
Часть 1 Полукруглый задник применяется в большинстве случаев, когда на заднем плане не должно быть никаких деталей.
Часть 2 Напольные многоламповые
источники света могут использоваться для подсветки полукруглого фона снизу.
Для зрителей совершенно неважно, находится зги
задний план позади действия в действительности, или это технический трюк. Это
эффект, с которым считаются. Но следует помнить, что получить задний план можно
следующими способами:
В некоторых случаях требуется задний план для
создания совершенно нетрального окружения действия.
В предельных случаях, задний план может быть только
сплошной белой или черной областью, чтобы зритель сконцентрировался на
исполнителях.
Однако, нам часто хочется чего-нибудь гораздо более
интересного для взгляда, чем монотонное пространство, и телевидение решает эту
проблему созданием нейтрального окружения, заднего плана, который визуально
привлекательнее, и не напоминает в действительности никакого специфического
стиля, периода времени или места. Задний план подобного типа можно увидеть в
разговорных и вещательных программах, при съемках интервью в помещении студии,
дискуссиях; или в их более возбуждающих версиях, например, телевизионных играх.
Рисунок 6.2 Бумажный задний фон
Бумага в качестве заднего фона может быть подвешена на стену или расстелена на полу.
Рисунок 6.3 Оформление открытого типа
Минимальное количество декорации
или мебели, расположенных перед полукруглым фоном, создают "оформление
открытого типа".
Нейтральныезадние фоны
обычно изготавливаются в виде полукруглой декорации.
Полукруглый задник обеспечивает чрезвычайно удобную
фоновую поверхность для студии всех размеров. Импровизируете ли вы в комнате, в
большом холле, на сцене или в специально построенной студии, полукруглый задний
фон может быть основным для использования в широком диапазоне программ от
спокойных до захватывающих зрелищ. Он может масштабироваться в зависимости от
ваших потребностей: от нескольких футов высоты до целой стены вокруг сцены.
Полукруглый задник обычно изготавливается из
простого полотна, подвешенного на деревянной или металлической рейке, и туго
натягивается, чтобы не образовывалось складок, дополнительной рейкой или
трубкой вдоль его нижнего края. Он может быть прямым или изогнутым,
вертикальным или слегка наклонным. Для подсветки полукруглого фона или задней
стены снизу используется незаметная конструкция из простого горизонтального
ряда открытых лампочек.
Типичными материалами для изготовления полукруглого
задника являются грубое полотно, парусина, холст, брезент, газ и тюль. В
идеале, поверхность должна выглядеть бесшовной, но если необходимо, можно
спрятать швы декоративным полосками, колоннами или легкими конструкциями любого
сорта. Цвет может быть белым, светло-серым, темно-серым, черным, светлоголубым, темно-синим или синим для рир-проекции. Из них светлые и светло-серые являются,
вероятно, наиболее используемыми.
Полукруглый задник обычно является очень гибкой
конструкцией. Можно регулировать его общий тон при помощи освещения,
проецировать на него световые узоры, подвешивать легкие украшения и декорации
спереди или делать заднюю подсветку для создания силуэтов. Он может выглядеть
как безграничное пространство.
Старайтесь избегать на фонах порывов, складок или
грязных пятен, поскольку они могут неожиданно появиться в кадре. Если возникает
такая проблема, следует избегать съемок этой области, переделать задник или
спрятать выступающий дефект декорациями на переднем плане.
Для небольших участков, бесшовная бумага может стать
эффективным задним фоном. Рулон с бумагой прикрепляется сверху на стене, и
бумага загибается на пол для создания протяженного плана- В случае
необходимости, любое тканевое полотно может использоваться в качестве заднего
фона.
Если вы работаете в условиях ограниченного бюджета и арендной платы за технические устройства, у вас будет
Рисунок 6.4 Несущие конструкции
Базовые металлические или
деревянные каркасы могут использоваться для поддержки декорационных
поверхностей, узоров, рисунков, аппликации, перфорированных экранов и т.д., а
также драпировки. мало возможностей построить большие декорации. Но это не
обязательно должно быть главным ограничением, для
этого можно развивать очень привлекательные сценические эффекты,
простые и экономичные, используя только несколько многоцелевых сценических
предметов впереди полукруглого задника или стены на заднем плане.
В целях обучения, когда нет нацеленности на создание реалистических эффектов, а изучаются только принципы производства, достаточно многое можно сделать, используя несколько складных столов и стульев и немного воображения. Пара столов рядом друг с другом образует скамью. Ряд стульев становится софой.
Рисунок 6.5 Модульные блоки
Открытые каркасы с прикрепленными полками могут быть приспособлены для самых различных целей. Они могут быть переделаны для образования отображающих устройств, скамеек, столов, помостов и т.д.
Для создания впечатления дверного проема используется пара вертикальных шестов на деревянном основании (утяжеленные внизу мешками с песком или камнями). Или можно использовать подвешенные па петлях легкие панели на деревянной раме.
Эти панели могут быть одно или двухсторонними, в светлых, средних или темных тонах. Даже небольшой набор можно перестраивать многими разными способами и создавать однотонные, многоцветные или изменяющиеся по цвету декорации.
Но те предметы, которые будут использоваться в качестве декораций регулярно, возможно даже транспортироваться, должны быть сделаны из прочных материалов. Они могут использоваться по отдельности или вместе, для создания интересных комбинаций, и являются большей частью разборными. Главными предметами являются "кубики", "каркасы", "рамы" и "задники". Детали этих модульных конструкций можно увидеть на рисунке 6.5.
Натура в качестве заднего плана делает действие
выглядящим реально и искренне таким способом, который труден для имитации в
любой студии.
Но помните, все что зритель знает о расположении
заднего плана, это то, что вы ему покажете. Бывает так, что в погоне за
экзотикой тратятся большие деньги на организацию съемок, а в результате пейзаж
на заднем плане выглядит очень похожим на родной пейзаж соседних окрестностей.
Если съемки ведутся на натуре, работайте вдумчиво, чтобы достичь максимального
эффекта. Убедитесь, что в вашем распоряжении достаточно визуального материла,
чтобы зритель прочувствовал особенную атмосферу данного места.
Когда вы заняты съемками действия, так легко
просмотреть вещи, которые могут стать нюансами в финальном изображении.
Например, осветительные приборы, с которыми вы только что согласились как с
частью плана. В изображении они будут отвлекать наше внимание. Даже в основном
действии часто видно микрофон, украдкой попадающий в кадр в верхней части
изображения, или тени от съемочной группы, или заметны осветительные провода,
назло всем мерам предосторожности.
Иногда эти лишние предметы приводят в замешательство
или беспокойство; в других случаях они выглядят смешными — например, человек
стоит с флагштоком, "вырастающим из его головы", или круглый
светильник на потолке выглядит подобно нимбу. Может быть, вам и не удастся
полностью избежать подобных вещей, но все-таки следует быть настороже. Поэтому
мы здесь напоминаем о некоторых вещах, которые могут испортить изображение.
Окна могут стать помехой при съемке интерьеров.
Попадание большого куска неба в кадр резко изменит экспозицию при использовании
системы автоматической диафрагмы. Даже если выставить экспозицию для съемок
интерьера правильно, попадание яркой области неба в кадр будет сильно
раздражать глаз.
Хотя можно использовать корректирующие фильтры для
компенсации высокой цветовой температуры дневного освещения, его интенсивность
может легко подавить внутреннее освещение и помешать установить правильный
баланс яркостей.
В придачу ко всему этому, если зритель имеет хороший
вид того. что находится за окном, всегда есть шанс, что они найдут что-нибудь
более интригующее, чем показываемый предмет!
Это довольно просто предотвратить, надо просто
стараться, чтобы окна не попадали в кадр, или закрыть занавески.
Появления отражающих поверхностей в кадре избежать
довольно трудно. Но стекло, пластик, сильно отполированная мебель могут вызвать
серьезные осложнения. Они могут даже отражать камеру и съемочную группу.
Поэтому вместо восхищения блестящим новым автомобилем, ваши зрители будут
наблюдать эти интересные отражения на его дверной панели.
Хуже того, блестящие поверхности отражают
осветительные приборы! Если вы используете для съемок портативный источник
света, установленный сверху на камере, его световой пучок будет отражаться
обратно прямо в объектив. Когда вы перемещаете камеру, световое пятно двигается
вместе с вами, часто оставляя длинный "кометпый
шлейф", путешествующий позади.
Отражения низкой интенсивности создают блеск и
оживляют поверхность. Сильные отражения создают технические и художественные
проблемы. Помимо уклонения от прямолинейной съемки подобных поверхностей или
такого кадрирования, чтобы они не попадали на изображение, хорошим решением
является изменение точки съемки, скрывая их вообще (например, можно расположить
предмет или человека так, что яркий свет не будет отражаться), или поворот
поверхности. Также можно приглушить блеск поверхности распылением из
пульверизатора воска.
Вообще все яркие огни, непосредственно видимые на
заднем плане, могут причинять беспокойство подобным образом. По если вы нс
можете управлять их интенсивностью или держите их вне поля зрения кадра, обычно
приходится считать результат приемлемым.
Среди возможный опасностей, которые ожидают
неосторожного оператора — вспыхивающие надписи, выделяющиеся афиши, указательные
надписи и рекламные щиты. Они вместе могут быть частью плана, но если место
действия в эпизоде, который вы снимаете, находится где-нибудь поблизости от
движущихся рекламных надписей, не удивляйтесь, если часть внимания зрителей
будет направлена в другое место!
Даже если вы снимаете в трудном месте, часто
возможно найти тихий угол, где будет не так много помех. Старайтесь избегать
расположения на заднем плане двери, напряженно работающей скоростной
магистрали, или похожего на мелькающие пятна непрерывно изменяющегося потока
людей, поскольку это будет постоянно отвлекать внимание. Прохожие, бросающиеся
в глаза, и наблюдающие зеваки (особенно персонажи,
размахивающие руками!) являются обычной проблемой, и не так уж много
можно сделать, кроме как попытаться насколько возможно далеко держать их вне
поля зрения камеры.
Высота камеры над уровнем пола оказывает значительное влияние на видимую часть плана в кадре. С низкой точки съемки меньше всего видно среднюю часть кадра и это ослабляет ощущение пространства и расстояния в кадре- Предметы, расположенные вблизи от камеры, становятся более выступающими, даже чересчур.
Рисунок 6,6 Высота камеры
Низкая точка съемки. Высота
камеры влияет на впечатление от просмотра. С низкой точки съемки пространство
пола приобретает вид перспективы; даже небольшие предметы ближнего плана
выглядят большими и могут заслонить собой почти весь кадр. Пространство
становится сжатым. Большая часть потолка становится видимой, или же в камеру
может попасть плоскость, находящаяся за декоративным задником.
Нормальная точка съемки. Снимая с высоты уровня
глаз, мы получаем естественное впечатление от размера и расстояния. Небольшие
предметы переднего плана, расположенные ниже уровня груди, становятся не видны.
Высокая точка съемки. При съемке с высокой точки
более отчетливой становится область пола. Предметы, расположенные на столах,
передаются более четко. Камера может снимать поверх довольно больших предметов
и препятствий переднего плана, которые таким образом, не видны в кадре.
При съемке с низкой точки даже довольно маленькие
предметы переднего плана, стоящие неподалеку, могут заслонить собой почти весь
кадр. Слегка поднимите камеру, и снимайте поверх этих предметов, и зритель даже
не обнаружит их присутствия!
При дальнейшем увеличении высоты камеры большая
часть среднего плана становится видна, зритель получает большее впечатление от
пространства и расстояния.
Однако если вы снимаете план под очень острым углом,
или используете съемку сверху вниз, зритель больше не будет чувствовать, что он
находится рядом с действием, и почувствует, что он разглядывает место действия
сверху.
Предметы переднего плана можно свободно переставлять
, чтобы улучшить композицию, усилить впечатление от расстояния, или просто
спрятать что-нибудь за декорации.
Вы, наверное, неоднократно видели зеленую листву, свисающую
с верхней рамки кадра при съемках на натуре. Это уже стало изобразительным
штампом. Но операторы делают это, так как изображение выглядит более
завершенным и создается гораздо большее ощущение объемности, чем если бы
показывалось просто открытое небо. С такой границей изображение стремится
выглядеть более сбалансированным и не утяжеленным внизу. Если при съемках не
находится такого дерева, всегда можно найти какую-нибудь веточку и держать ее
над объективом, имитируя дерево. Эффект настолько правдоподобен, что зритель
ничего не заметит!
Хотя телевизионное изображение имеет ограниченный
горизонтальный прямоугольный формат с отношением сторон 4х3, можно использовать
расположенные на переднем плане окно, арку, или похожее отверстие, чтобы
создать ограничение, которое изменит явные очертания изображения.
Тщательно скадрировав
предметы переднего плана, можно скрыть все предметы заднего плана, которые вы
не хотите видеть в изображении. Они могут быть непривлекательными, или,
возможно, будут отвлекать зрителя. Они могут испортить кадр тем или иным
способом. Если вы воссоздаете историческую сцену в драматической постановке,
бывает очень удобным, если не сказать больше, тщательно расположить в кадре
ворота, куст, или даже стоящего человека на переднем плане, чтобы скрыть
современные знаки, телевизионные антенны, линии электропередачи и т.д.
Кадр сквозь ворога замка показывает нам внизу вид
древней битвы. Поскольку вы заранее выстраиваете кадр с воротами, зритель не
увидит тяжелых грузовиков, проносящихся по близлежащему шоссе. Вместо того,
чтобы использовать неподходящие звуки реальной действительности, можно
впоследствии наложить шумовые эффекты, пение птиц или музыку, и иллюзия битвы
завершена!
До этого параграфа мы говорили о местности в
качестве заднего плана для действия. Но предположим, вы работаете с
документальным фильмом, в котором местность сама является предметом вашей
программы.
Существуют интересные различия. Улицы, которые ранее
были случайным, ненавязчивым задним планом, становятся предметом исследования с
помощью вашей камеры. Вы привлечете внимание зрителя к различным деталям:
витрине магазина, причудливым знакам, местам скопления туристов, людям, которые
живут и работают здесь. Ваша цель — создать реальную атмосферу жизни в
представлении зрителя.
Этого можно достичь следующими способами:
Каждый вариант имеет свои
преимущества. Эти варианты можно комбинировать. Первый из них более
субъективен, так как нас направляет гид, показывая основные
достопримечательности. Зритель вовлечен в процесс происходящего. Мы
воспринимаем все разрозненные комментарии, наблюдения, критику, как точку
зрения гида, как часть его самого.
Однако, существует несколько неотъемлемых трудностей
в создании фильма таким способом. При движении с камерой, в попытке лавировать
между людьми и транспортом, условия записи звука могут значительно изменяться,
и может быть очень трудно достичь целостности звучания.
Время от времени, в особенно шумном окружении, можно
свободно использовать широкие планы, или снимать гида со спины, чтобы не
показывать движение его губ. Вы записываете его слова в более подходящий момент
и накладываете в момент монтажа.
Наложить комментарий после окончательного монтажа
изображения, с другой стороны, гораздо проще. Но здесь появляется несколько
небольших различий. Например, критические замечания гида в виде усмешки или
пожатия плечами, зафиксированные камерой, покажутся добродушным подшучиванием,
но те же замечания невидимого комментатора могут прозвучать саркастично.
Метод сам по себе очень прямолинеен. Можно снимать
изображение беззвучно или записывая естественный "неприлизанный"
звук, в любом выбранном вами порядке. Позже вы осуществляете монтаж и
добавляете комментарий и звуковые эффекты на звуковую дорожку видеоленты,
используя аппаратуру звукового дублирования, или же напрямую, или с помощью
подготовленной фонограммы на звуковой ленте.
Даже для телевидения не всегда практично или
экономично снимать новый материал для каждой минуты каждой новой передачи. Работники
телевидения, как правило, отбирают кадры из"'запасника"', которые
были оставлены от предыдущих программ и сохранены для дальнейшего
использования. Вы также можете последовать этому примеру, и исследовать
статичные фотографии и слайды с помощью видеокамеры, в том случае, когда
непрактично выходить на природу и снимать реально существующее место, или когда
условия съемки трудны. Но будьте осторожны и не позволяйте бесконечно
чередующимся статичным кадрам перерождаться в слайд-фильм!
Как вы уже успели обнаружить, камера "не
говорит правду". Она интерпретирует. Каждый аспект изображения и звука
воздействует на зрителя, как он отзывается на то, что видит и слышит.
Незначительное изменение положения камеры может полностью изменить впечатление
от просмотра. Если выходит солнце, то объект, бывший бесцветным, пугающим
массивом здания, превратится в привлекательный образец архитектуры. Зимой мы
видим пустую улицу с застывшими, безжизненными скелетами голых деревьев. Весной
она обернется очаровательным бульваром, где тротуары покрыты круглыми
пятнышками теней.
Помня об этом, нетрудно воспроизвести многие места
действия, чтобы передать тот образ, который необходим. Стоит признать, что
существуют места, которым трудно придать привлекательный вид. Но можно сделать
так, чтобы и куча мусора выглядела интересно, даже красиво, с помощью съемки с
низкой точки, используя рассеивающий светофильтр на объективе, яркий задний
свет, мистическую атмосферу, мечтательную музыку, таинственные тени,
разнообразные световые пятна и интересные силуэты на фоне заходящего солнца.
Равно возможно сделать из красивого пейзажа
незамысловатый и безвкусный сюжет, испортив его неважной съемкой,
посредственным монтажом и неподходящим звуковым оформлением (резкорисующее верхнее освещение, съемка под острым углом,
резкие тени, портящие красивые поверхности, отсутствие заполняющего света,
мешанина из цветного освещения: все это усиливает уродливое и скрывает
красивое).
Можно снять место действия так, что зритель или
позавидует человеку, находящемуся в кадре, или пожалеет его. Обстановка может
получиться приятной или противной. Все зависит от того, что вы решите включить
в кадр и чем пренебрегаете; что усиливаете и о чем замалчиваете.
Звуковые эффекты и музыка могут изменить чувства,
которые вы хотите передать зрителю. Используя громкие, неприятные,
диссонирующие звуки, вы создаете впечатление шума, неразберихи, и даже вражды.
Быстрые звуки предполагают суетливость и беспорядок. С другой стороны, можно
использовать тихие звуки, успокаивающие, счастливые, веселые, пасторальные,
ассоциирующиеся с хорошим и общий эффект будет мирным, согласным. Можно
сопроводить изображение играющих детей веселым смехом, или сердитыми окриками и
визгом, и зритель подумает о совершенно противоположных вещах.
Когда камера движется вокруг, она может задержаться
на деловой, шумной толпе, идущих на работу людей, или может подсмотреть за
теми, кто слоняется без дела. (В действительности, эти люди могли ждать
автобус, но в тот момент, когда камера "схватила" их, они были
неактивны.)
Широту пространства можно создать с помощью
широкоугольного объектива. Длиннофокусный объектив изобразит те же улицы более
узкими.
Под тусклыми нависающими облаками и дождем местность
выглядит бесцветной, жалкой, негостеприимной. Грубый, бьющий поверх голов
солнечный свет с резко очерченными тенями производит тяжелое, кричащее
впечатление.
В большинстве городов достаточно мусора,
разрушающихся зданий, граффити, и наоборот, есть признаки процветания,
привлекательные здания, зеленые насаждения, фонтаны, уголки живой природы,
которые удивляют и трогают. То, как вы выбираете и соотносите калейдоскоп
потенциальных образов, окажет влияние на интерпретацию зрителем увиденного.
Если вы снимаете в студии, и задний план не
удовлетворяет вас по той или иной причине, его всегда можно улучшить
каким-нибудь способом. Но что делать при съемках на натуре, если задний план
окажется неподходящим?
Если вы — гость в чьем-либо доме, ответ будет
неутешительно короткий. Многое зависит от людей, вовлеченных в процесс съемки,
от вашей личной дипломатии. Если героям вашей программы непривычно появление
перед камерой, то им, вероятно, будет неприятно изменить окружающие их
предметы. Они даже могут почувствовать себя неудобно, если будут в момент
съемки сидеть не в своем любимом кресле. Так что есть опасность подвергнуть
риску интервью. Но существует несколько маленьких хитростей, с помощью которых
можно без труда улучшить ситуацию:
Если вам поручено сделать программу, вероятнее
всего, можно изменить задник для достижения большего эффекта. Опять-таки, это
должно быть сделано с долей дипломатии, но если вы уверены в людях, которых вы
снимаете, и они понимают, зачем это нужно, трудностей не должно быть.
Самые простые изменения представляют собой
перемещение камеры вокруг находящихся на месте съемки предметов, чтобы избежать
попадания в кадр ненужных деталей.
Хорошей привычкой оператора будет регулярная
проверка на каждой съемке состояние пространства вокруг головы и плеч
интервьюируемого (нет ли чего "торчащего" из-за макушки человека или
"лежащего" на его плечах). Подобного рода случайности придают
изображению комичный или насмешливый вид.
Проверьте наличие отражений, уродливых теней, и тому
подобных явлений, оттягивающих на себя внимание (особенно ярких цветных
предметов, видимых в кадре не резко), или чего- либо, попадающего в кадр типа
лампы или вазы с цветами на столе. Если на заднем плане кадра есть книги, постеры и т.д., отвлекающие внимание зрителя от вашего
героя, скорее всего их можно закрыть или передвинуть. В противном случае можно
уменьшить глубину поля резкости, чтобы сделать их нерезкими.
Если вы снимаете человека в офисе, который
расположился перед ярким окном, лучших результатов можно достичь, если жалюзи
частично или полностью опущены или закрыты шторы. В редких случаях можно
попробовать пододвинуть стол в угол комнаты или к другой стене, где освещение
лучше, и нет проблем с задним планом.
Возможно, вам захочется улучшить вид комнаты,
которую вы снимаете, чтобы она выглядела более привлекательной в кадре.
Помочь вам в этом может наведение порядка в
помещении. Но не перестарайтесь, иначе комната приобретет нежилой вид.
Аккуратно расположенные газеты и журналы, декоративные фигурки, поставленные
прямо посередине полочек, привнесут фальшивую ноту.
Такие "улучшения" придадут помещению вид
фотографии из журнала по интерьеру. На самом же деле ни одна уважающая себя
хозяйка, например, не потерпит у себя на кухне искусственно расставленных
безделушек, так как помещение в этом случае будет выглядеть претенциозно.
Но возможно значительно усилить восприятие
помещения, сделав несколько скромных изменений, добавить несколько цветов
здесь, дополнительный стул там, может быть, поменять местами картины на стене.
Если же вы будете действовать неосторожно, помещение скорее станет
"другим", нежели "лучшим".
Если вам действительно необходимо значительно
изменить вид интерьера, например, для театральной постановки, можно сделать
несколько быстрых, недорогих и простых манипуляции:
Для достижения более амбициозных
целей, можно сделать чрезвычайно реалистичные, трехмерные каркасы с оболочками
из тонких листов пластика, которые можно раскрасить и прикрепить по
необходимости. Недорогие, очень легкие и многократно используемые, они могут
изображать декоративные предметы, демонстрационные муляжи (доспехи, ружья,
пистоли), деревянные панельные обшивки, имитировать каменную кладку, кирпичную
кладку, черепицу, балки, брусья, скалы и т.д.
При съемках на натуре существует несколько способов
просто и недорого изменить задний план. Конечно, можно привезти с собой свою
собственную декорацию, имитирующую кирпичную и каменную кладку и поставить ее
на передний план, чтобы скрыть нежелательные фрагменты заднего плана или ввести
на передний план замысловатый куст и ветку. Можно поставить автомобиль, который
закроет неподходящее здание, расположенное на значительном удалении. К
сожалению, небольшие видеостудии могут позволить себе не так много, например,
заменять современную вывеску на магазине на старинную, посыпать дорогу
песком, чтобы прикрыть дорожную разметку, и не более.
Иногда потребуется сделать изменения, чтобы повысить
понятность изображения.
Обстановка на выставке или в музее, выглядевшая
превосходно, когда вы прогуливались по помещению и рассматривали его со всех
углов, будет выглядеть загроможденной и запутанной, в двухмерном изображении
камеры. Точное освещение может помочь, но редко является исчерпывающим
решением.
Если предмет, который вы хотите продемонстрировать
или показать, окружен рядом других предметов (например, одна миска в группе
других), хорошо бы его изолировать, чтобы сконцентрировать внимание зрителя на
необходимом предмете.
Выясните, можно ли снять предмет с достаточно
близкого расстояния, чтобы в кадр не попали остальные? Разрешат ли вам
передвинуть предмет- и показать его отдельно? Поможет ли вам изменение глубины
поля резкости, чтобы остальные предметы ушли в нерезкость?
Лучшим решением будет введение вашего собственного
тщательно установленного задника. Если вы снимаете предметы, находящиеся внутри
стеклянной витрины, можно прикрепить задник, окрашенный в нейтральный цвет, к
дальней стороне витрины, чтобы скрыть другие предметы, расположенные неподалеку.
Подобным образом, поместив доску за группой цветов, можно изолировать их от
других по соседству.
Часто можно расположить портативные легкие экраны
вокруг больших предметов, чтобы отгородить их от окружающих предметов. В
действительности, количество экранов будет зависеть от размеров снимаемого
пространства и положения камеры. Для съемки крупных планов требуется экраны
совсем небольших размеров.
Если вы снимаете под утлом к заднему фону (большим
50°), есть вероятность того, что в кадр попадет его край, и будут видны
предметы, находящиеся позади. Вместо того, чтобы удлинять задник, лучше загнуть
его вокруг или расположить "шторки" на его концах.
Возможно, это не будет иметь значения, если вы
делаете пересъемку, особенно если оставшаяся часть окружения находится в
темноте, или освещена значительно слабее, но хорошо бы это проверить.
Иногда, при ночных съемках, можно избежать
необходимости в дополнительных, задниках, освещая только ограниченную область
действия и позволяя всему остальному слиться с темнотой. На фабрике, большом
магазине или подобном другом большом огороженном месте, появляется возможность
избежать показа зрителю пустых мест в кадре на заднем плане. Возможно, общий
результат получится не столь ярким и интересным, как при использовании светлых
экранов, но работа займет меньше времени и будет более удобна.
Это стратегия по убеждению зрителя, что перед ним не
скромная декорация, а вполне реальная обстановка, и она не ограничена рамками кадра.
При этом затраты и усилия будут минимальны.
Если камера статична, в кадр попадает ограниченное
количество предметов среднего и ближнего плана. Таким образом, с помощью
фрагментарных декораций вы концентрируетесь на создании или постройке фрагмента
плана, большого ровно настолько, чтобы он соответствовал масштабу кадра, и не
больше. Внутри плана, вы включаете достаточное количество особенностей, чтобы
позволить зрителям интерпретировать, где происходит действие.
Не стоит недооценивать эту идею. Она успешно
используется в кино и телевидении в течение многих лет. Не стоит думать, что
материал получится незрелым или непрофессиональным, только из-за того, что вы
показываете фрагмент плана шириной около 3 метров. В этом случае кадр можно
быстро построить при помощи всего нескольких предметов. Добавьте
соответствующие звуковые эффекты, и созданный образ может быть неотличим от
реального.
Рисунок 6.7
Фрагментарные декорации
Несколько предметов могут создать иллюзию настоящей комнаты, если кадр будет строго ограничен.
Можно создать "сиюминутный магазин", поместив
подходящий товар на столе (имитирующем прилавок) на первом плане, одну или две
рекламы на задней стене, полку за продавцом, содержащую еще какие-нибудь
предметы.
Иногда даже одна деталь в кадре подразумевает
остальное окружение. Витражи в окне и органная музыка становятся интерьером
церкви. (Окно можно сделать, спроецировав слайд.)
Из студии можно сделать довольно убедительную
комнату при помощи пары задников или экранов и стула. Добавьте еще один-два предмета, например, столик сбоку с каким-нибудь
растением в горшке, возможно, картину, и комната начинает принимать
индивидуальный характер. Если вы повесите шторы, закрыв таким образом часть
стены, можно сделать вывод, что там — окно. Зритель придет к заключению, что он
видит чей-нибудь дом или же комнату ожидания, если люди, находящиеся в кадре,
будут вести себя соответственно. Если кто-то лежит на спине, небрежно одетый и
читает газету, это, очевидно, его дом. Люди, одетые в верхнюю одежду, сидящие
прямо и нервозно — вероятно, кого-нибудь ждут.
Поменяйте местами растение на печатную машинку и
добавьте какой-нибудь сертификат в рамочке на стену и, как по волшебству,
комната превратится в офис.
Можно повторять одно и то же и на все лады так же
просто, как и в реальной комнате, и делать сильные изменения относительно
недорого, при условии, что держите кадр только на одном углу комнаты или части
стены.
При съемках на натуре можно использовать такой же
подход, ограничив пространство в кадре и "подправив" задний план.
Предположим, снимается театральная сцена, действие происходит в 19 веке, в
которой персонаж навещает адвоката. Вы уже нашли дом и его внешний вид
соответствует 19 веку, но остальная часть улицы — слишком по-современному
оживленная. К счастью, все, что вам необходимо, это сделать съемку дверного
проема, прикрепив рядом подходящую табличку, и кадр скажет зрителю сам за себя.
Итак, вы прикрепляете табличку с именем к стене, на несколько минут просите
актера подойти к двери или же сделать вид, что он выходит из дома и ваш зритель
немедленно принимает дом в кадре за контору адвоката. Нужно только добавить
звуки проезжающих экипажей, запряженных лошадьми и иллюзия 19 века — полная.
Чуть воображения и немного внимательности — и можно
создать ощущение особой местности, обладая минимальным количеством декораций.
Покрасьте поверхность тускловатым черным цветом, изобразите на ней заклепки, и
чуть-чуть проржавевший вид, положите большое кольцо из веревки, получите
отражения света при помощи корыта с водой, - и у вас получится сцена пристани,
которую можно смонтировать с кадрами на местности. Добавьте звуки плещущейся
воды, крики морских птиц, гудение буксирных судов и эффект будет вполне
достоверный.
Если сцена короткая, и действие ограничено (особенно
при ночных съемках), часто можно выйти из положения даже при наличии небольшого
количества декораций. Расположенные напротив черного задника, несколько веток
деревьев убедят зрителя в том, что они видят лес. Человек, фоном которому
служит черное, освещенный локализованным источником света, на экране покажется
зрителю пешеходом, освещенным ночным фонарем на узкой улочке. Наклонившийся к
горизонтальному шесту человек на фоне светлого задника
сымитирует пассажира на борту корабля, если вы правильно настроите
зрителя, подкрепив зрительный образ звуковыми эффектами.
Невероятно, как простые на вид уловки съемочной
группы могут дать абсолютно убедительный эффект:
Вот несколько примеров того, как с помощью нехитрых фокусов можно достичь невозможного и создать сильное впечатление у зрителя.
Чтобы побольше "выжать" из ограниченного
заднего плана, на передний план можно добавить маскирующие предметы (см. §6.9).
Если вы снимаете через книжную полку на переднем плане (несколько книг на
поддерживаемой доске), чтобы показать расположенный в глубине стол с кипами
книг и еще дальше книжные полки (полоски из отпечатанных корешков,
прикрепленных к стене), то в результате получится правдоподобный книжный
магазин. Следите, чтобы освещение было ограничено, преобладали тени.
Впечатляющее ощущение расстояния можно создать,
используя серию планов между камерой и задним планом. Если на первом плане
можно разместить большие предметы, а маленькие на расстоянии (небольшие картины
на стенах, маленькие вазы на полу), иллюзия повысится, особенно если снимать
сцену широкоугольным объективом.
Многие небольшие студии используют комбинацию
временных декораций, сконструированных и смонтированных для конкретных
видеопрограмм, и постоянные декорации, которые остаются в студии надолго.
"Постоянные" декорации имеют следующие
преимущества:
Когда студия постоянно выпускает
определенный тип программы, то у нее могут быть постоянно установленные
декорации, такие как кухня, лаборатория, офис, комната отдыха, специально
сконструированные для этих программ.
Другой подход — это изменяемые декорации, их можно
каждый раз приспосабливать для разного рода программ: демонстраций, интервью,
лекций, бесед,-документальных программ и программ о
путешествиях.
Составляющие этого типа декораций можно изменять
неограниченное число раз:
1. Можно добавлять или убирать фоны заднего плана,
если это необходимо (подвешивать, двигать по шахте или желобу). Они могут
различаться по тону, цвету, фактуре, размерам, иметь разные вставки,
добавленные контуры и т.д. и даже быть двусторонними, чтобы расширить их
разнообразие.
Можно подготовить секции для использования в
качестве меловых досок, магнитных графических экранов (ажурных листов
магнитного пластика, плотно прилипших к стальной поверхности) или экранов для рир-проекции (см. §12.13).
2. При удалении этих подвижных фонов, камера может
видеть серию постоянно установленных экранов, сделанных из полупрозрачных
листов матового оргстекла. Эти экраны можно использовать в бесконечных
вариантах.
Применив подсветку снизу с тыла напольными
светильниками, можно получить задний план с тенями. Используя
последовательность красного, зеленого, синего фильтров на этих светильниках (и индивидуальные
регуляторы яркости для каждого цвета), можно изменять суммарный цвет и
создавать широкую палитру красок.
Добавьте серию соответствующих верхних светильников
на поперечной рейке, и вы сможете освещать экраны равномерно. Включите только синие
источники, и вы мгновенно получите поверхность для рир-эффекта.
Подвесьте какую-нибудь панель со сквозными узорами
спереди или позади освещенного экрана, и вы получите очертания силуэта.
Можно использовать экраны для отображения
спроецированных сзади узоров. Это довольно просто сделать, расположив кусочек
трафарета из фольги на небольшом расстоянии от напольного светильника, или с
помощью отражения света о т скомканной кухонной фольги. Можно использовать
прожекторы, но они должны устанавливаться на значительном удалении от экрана,
чтобы спроецировать большие поверхности.
И, конечно, можно проецировать сзади слайды на
экран, чтобы создать изображения, иллюстрирующие программу или создавать узоры.
Если изображения нескольких проекторов комбинируются для создания многоэкранной демонстрации, с сериями соседствующих
картинок, можно достичь больших эффектов.
3. Драпировки можно подвесить перед конструкцией и
использовать полностью растянутыми или собранными в складки, частично или
полностью.
4. Плотно задернутые шторы крепятся к каркасу для
изображения на них логотипов программ, студийных знаков и т.п. материала. Синие
задернутые шторы образуют локальный рир-экран, если
это необходимо.
Как вы уже наверное, поняли, одно дело сидеть в
кресле и строить планы и совсем другое — воплощать их в реальность. Среди
проблем, которые встают перед авторами программ неизбежные ограничения в
бюджете и технических возможностях. Некоторые из необходимых вам предметов
могут быть недоступны.
Сталкиваясь с такими проблемами, не поддавайтесь
искушению создать упрощенную версию видеопрограммы. Не стоит сразу же отказываться
от своих идеи. Вместо этого подумайте, нельзя ли решить задачу иным способом,
чтобы получить необходимый результат.
Постарайтесь найти замену образам. Ведь вы создаете
иллюзию и то, насколько реалистичны используемые вами материалы, не столь
важно.
В качестве примера рассмотрим довольно убедительный
случай из практики. Сцена действия — банкетный зал в древнем замке. В конце
длинного стола на троне сидит король и кушает из золотых блюд. И все это —
иллюзия.
Что же в действительности? Два небольших
ограничителя кадра, стоящих на деревянном полу и скрывающих оставшуюся часть
небольшой студии. "Деревянный стол" — это покрашенные доски, лежащие
на козлах. Дальняя "каменная стена" - - это фотообои на заднике
(слегка подкрашенные черным цветом из распылителя, чтобы немного
"состарить" их вид). "Трон" — это старое деревянное кресло
с красной узорчатой тканью поверх него. "Золотые блюда" — это
покрашенные в золотой цвет тарелки. "Стрельчатое окно" нарисовано
черным по белому фону и приклеено к "каменной стене". И никто не
понял из этого протяженного кадра, снятого общим планом, что же было на самом
деле.
Конечно, все раскрылось бы при съемке крупным
планом, но при неравномерном освещении зритель видел именно то, что
предполагалось, а именно — банкетный зал в древнем замке.
И еще одно замечание напоследок. Некоторые из этих
идей могут показаться непродуманными, даже грубыми, но они работают!
Попробуйте, часто единственной альтернативой будет
вовлечение более сложных методов или дорогого оборудования. Возможно, вам
никогда не понадобятся эти особенные эффекты, но они ободрят вас, помогут
придумать то, что, казалось бы, невозможно. Помните, главное —результат.
Недорогие материалы для изготовления декораций.
Аэрозольная краска может изменить внешний вид веревки,
пластмассовой сетки или листа пластика для создания декоративного
эффекта.
С помощью краски, распыленной через трафарет, вырезанный из
кухонной фольги или перфорированной доски, можно быстро изменять поверхность.
Сходным образом, можно расположить подходящие предметы напротив задника и
распылением аэрозольной краски получить контуры предметов (листьев или
инструментов).
Полноразмерные фотографические отпечатки, прикрепленные к
картону, могут делать чудеса! При виде спереди, камера не покажет, что они на
самом деле — плоские, так что можно создать целую подборку из изделий, чтобы
украсить комнату, или приклеить что- либо на задник, или же расположить
свободно стоящие вырезанные предметы. В некоторых случаях, даже фотокопии будет
достаточно. К распространенным предметам бутафории относятся: календари,
сертификаты, настенные тарелки, часы, орнаменты на стенах и полки, инструменты,
механизмы, оборудование, растения, зеркала, корешки книг на библиотечных
полках, живопись (используйте стандартные цветные репродукции в
сфотографированной "золотой раме"), виды из окна (мозаика из нескольких
отпечатков под стеклом), и т.д.
Титры
Первое впечатление зрителя от вашей программы
создают открывающие титры. Здесь не приходится разрабатывать детали — даже
меловая надпись может привлечь внимание. Но она должна быть краткой, четкой, и
соответствовать фильму по стилю. Можно использовать тисненные буквы, комплекты
трафаретов, процарапанные буквы, даже написанные пальцем на песке. Каждый из
этих способов эффективен, когда применяется с долей воображения.
Титры имеют различные цели:
Титры в начале фильма анонсируют показ.
Субтитры называют действующих лиц и место действия.
Выражают признательность организациям за содействие
в съемках фильма.
Финальные титры означают, что программа подошла к
концу.
Титры помогают и во время действия; называют место или время действия,
появляются в виде подписи, например, под растением, отображают какую-нибудь
информацию и проясняют произношение или написание терминов и т.д.
Генератор символов (ГС) является неотъемлемым графическим
инструментом в производстве теле- и видеопрограмм. Вместо того, чтобы снимать
нарисованные титры при помощи камеры, буквы набираются на клавиатуре
компьютера, соединенного с генератором символов и электронным образом
вставляются прямо в изображение. Можно изменять очертания, размер, цвет, цвет,
и форму шрифта, делать его сверкающим, переворачивать, расплющивать,
перемещать, прокручивать снизу вверх, мультиплицировать с буквами и т.д. Шрифт
может быть контурным или сплошным, иметь черный край или отбрасывать тень
вокруг себя. Набрав титры, их можно упорядочить и сохранить, а затем вставлять
их в нужную точку одним нажатием кнопки. Для многих авторов программ
персональный компьютер, несомненно, предлагает большие возможности для создания
титров.
Персональный компьютер может использоваться как
генератор символов, и для создания многих видеоэффектов. Подходящее программное
обеспечение может создать широкий диапазон шрифтов и фонов для заднего плана,
позволяя даже вполне подготовленный материал обрабатывать разными способами.